Краткая история маоизма- третьемиризм- линьбяизма.

Из дискуссии о Непале у меня получился вчерашний пост и неожиданно для себя написал краткую историю маоизма- третьемиризма-линьбяизма. Поэтому я выношу это в отдельный пост, поскольку многие люди, даже многие коммунисты об этом и не слышали. В России, мне последователи маоизма- третьемиризма/линьбяизма мне тоже не знакомы.

Современный линьбяизм или маоизм-третьемиризм рассматривает американский империализм как главного врага против которого должны объединить силы все. Кондовые маоисты, поддержавшие Мао, после смерти Линь Бяо, фактически предали Культурную революцию и антиамериканизм, сочинив теорию Трёх миров, где США и СССР отводилась роль главных империалистов. Афганские маоисты и воевали с СССР, считая, что совершают благое дело. Но всё произошло по другому. СССР был повержен, а США укрепились многократно. Поэтому в 80-хх. в США появились маоисты которые стали говорить, что США нет пролетариата, что всё население в США входит в 10 процентов самых богатых людей, что фактически привело к воскрешению старого утверждения Линь Бяо, о том что главное противоречие в современном мире- это противоречие между США и всем остальным миром. Эти идеи, появившиеся в США, распространялись очень малой группой людей, но зато эти люди оказались черезчур плодотворными и все эти идеи нашли определённый отклик на интернете, что повлекло за собой пересмотр роли Линь Бяо (и этот пересмотр до сих пор идёт!) и переоценки роли Мао. Поэтому отсюда и термин "линьбяисты" т.е. маоисты-третьемиристы. Маоисты-третьемиристы поэтому атаковали непальцев, за то, что они "отступили" от линии абсолютного антиамериканизма. Понятным образом в таких раскладах рабочему остаётся мало, и борьба за интересы рабочих отходит, пожалуй, на последнее место, но тут Пол Пот и Линь Бяо повторяли, что "политика должна мотивировать", а не лучшие зарплаты или "постоянно растущие потребности советского человека". Понятно, что секретный Пол Пот или полумёртвый Линь Бяо не писали фактически ничего, но некоторые ихние материалы всё же есть. Лозунг "народная война до коммунизма" Абимаэля Гусмана находится в той же плоскости. Это значит, что не надо никаких переговоров, а нужна лишь народная война и в результате такой долгой и продолжительной народной войны просто напросто выростут люди с коммунистическим воспитанием, образуются новые государственные институты, выростет т.н. "новая власть". Гусман, Пол Пот и Линь Бяо поэтому и стоят особняком даже среди коммунистов, но именно эти люди заложили фундамент "нового" мышления. Я специально взял это слово в кавычки, т.к. и до них были люди, напр. Платонов или Нечаев, с очень похожим мышлением. Да и у Ленина встречаются очень похожее мышление, в отдельных местах.

ПС. Пост будет обновляться и перерабатываться, т.к. многое не захвачено и не развито.

Непальские маоисты... воняет америкккой. Старая, но актуальная работа Шубеля Моргана.

Очень хорошое и современное видео о непальских маоистах  в котором отразились идеи уже покойных Хенри Парка и Шубеля Моргана.  Зачем нужен маоизм, если он предлагает ту же самую программу, что и "ревизионизм"? Гневная реакция горсточки американских маоистов против "предательства" в Непале. Мне раньше казалось, что американцам не следует говорить о том, что происходит в Непале, а сейчас думаю, ну и что? Неужели маленькой горсточке надо затыкать рот? Пусть говорят. Вот текст:

Итак,- это не ошибка- это захват, это предательство! Непальская маоистская народная война захвачена ренегатами и предателями. Отважные маоистские бойцы проданы, в данный момент они обеззоружены и перепровождаются в империалистические концлагеря. Непальские массы преданы, на данный момент, достижения земельной реформы украдены и независимые советы уничтожены. Это не ошибка- это захват! Ренегатская клика захватившая непальское маоистское движение не коммунисты. Они не маоисты. Мы недавно представили фальшивых маоистов. Это двурушники, работающие на американскую империю . Захватчики в Непале следуют той же самой црушной дороге предательства и обмана. Т.е. это не мирное соглашения, а империлистический акт купли. Фактическое предательство. Присмотримся: у народа отнимается оружие, народная армия заключена, империалисты приглашены в качестве тюремщиков, реформа земли пересмотрена, независимые народные советы уничтожены- это не маоистская программа! Это программа предателей, это воняет предательскими предложениями. Это воняет Америкой!

Вот видео:



Там должна была быть и вторая часть "RIM/RCP=CIA" (RIM- это Революционное интернациональное движение (объединение маоистских партий, на данный момент несуществующее, а RCP- Революционная коммунистическая партия (РКП) в США), где на лицо  Боб Авакяна, лидера РКП, накладывается хрюкающая свинная морда. Речь идёт о том, что РКП поддерживала марш иранских женщин против "иранского режима" за женское освобождение, а Шубель Морган- Хенри Парк справедливо указывали, что когда империализм атакует одну страну, то все прогрессивные силы должны объединиться для борьбы с этим империализмом т.е. с Америкой. Т.е. микроскопическая маоистско- третьемиристская секта атаковала РКП, не менее маргинальную партию, но всё же не с полудесятком человек, а с сотнями активистов. Это в некотором роде безумие, но безумие заражающее, более ленинское, что ли, безумие.

Это было ещё до того как Шубель Морган снял своё видео "Ненавидеть Америку", но они уже шли в этом направлении. Так вот. Эта вторая почему то была удалена несколько лет назад и я не могу её найти нигде.

В заключение даю ссылку моего поста на другое видео Шубеля Моргана- про день Колумба в Америккке. Это старое видео с лирическими порывами. Поэтому я фактически оставил всё как есть, разве, что добавил, про фашистов в последнем абзаце, исправил несколько опечаток и добавил запятых. Почему "как вязать петлю?" Я работал с одним канадцем и он показывал мне и сомалийцу как складывать узел для петли. Причём насмехаясь, а сомалиец не мог ничего возразить и как следует ответить. Потом я работал с дружком этого первого канадца и он был его хорошей копией. Но все они выглядели вполне прилично и располагающе. Вы не сможете сразу распознать фашиста, т.к. он вас к себе располагает. Тут нужно быть действительным коммунистом и иметь классовое чутьё- именно тогда вы сможете видеть и чувствовать всё.

О советской помощи. Лучше бы СССР не было. Приближение к линьбяизму. Суть классовой чистоты.

Советский заём Афганистану в 1955г. 100 млн. долларов на 30 лет под 2% годовых. Информация для размышления: в пропаганде Красных кхмеров один активист в Пном Пене боролся против иностранной "отравленной" помощи в 60-е. Имелась в виду американская помощь, но неизвестно в какой мере подразумевалась и советская помощь Камбодже. В то время когда коммунистов в Камбодже убивали без суда и следствия, а подпольные активисты ведут борьбу против принца Нородома Сианука  СССР строит Госпиталь Кхмеро- советской дружбы. В 1961г. Советский Союз устраивает помощь Афганистану и перевозит урожай винограда и арбузов в Индию, поскольку Афгано- пакистанская граница была закрыта.

В чём заключается суть:

Если пролетариат в России брал власть, чтобы потом помогать в султано-галиевском стиле феодальным Афганистану и Камбодже- то нахуй нужна была такая такая революция! Лучше бы сидели с феодальными Романовами вышло больше бы антиамериканизма! Я переплюнул всех реакционных маоистов которые поддерживали НАТО и исламистов Афганистана в пику "социал- империалистам". Я предлагаю вообще объявить существование СССР одной гигантской ошибкой на основании вот таких подобных перевозов арбузов. Зачем было брать власть в стране- пройти голод и холод, разруху, военный коммунизм, а потом самолётами Советской власти бесплатно возить арбузы феодальному Афганистану? В чём заключается разрешения противоречия "капитал-труд"? В том, чтобы больше работать, больше производить, а потом давать эти деньги афганскому шаху и возить ихние арбузы в Индию?

Лучше бы большевики существовали бы как Красные бригады и взрывали очередного реакционного царского генерала. А Романовы из страха заняли бы антиамериканскую позицию. Мы бы пришли к многополярному миру с сильными коммунистическими партиями и разодранным и дрожащим от страха капитализмом, красными, берегущими свою идеологическую чистоту, свою чистую классовую позицию и классовую ненависть.

Учредительный съезд НДПА в доме организатора партии- пуштунского писателя Нура Мохаммада Тараки

taraki house

Фотография из юбилейного номера the Kabul Times за 1 января 1979г. Зад дома Тараки, где прошёл учредительный съезд НДПА (Народно-демократической партии Афганистана) в январе 1965г. В этом же номере можно увидеть много других фотографий. После переворота совершённого КГБ, убийства Амина и назначения Бабрака Кармаля генсеком НДПА, the Kabul Times уже не будет упоминать Тараки в своих передовицах на 1 января. Не будет и исторических фотографий.


SDC11248

Дом разрушенный войной или разрухой? До реконструкции. Фотография взята из мемориального сайта посвящённому Тараки.


DSCN0424-e1421560816498

Дом после реконструкции. Наше время.

По поводу этого дома оказалась интересная история. Американский исследователь Антони Арнольд в книге "Двухпартийный коммунизм в Афганистане: Парчам и Хальк" обвинил Тараки в том, что он украл строительные материлы у своего покровителя Абдул Маджида Забули.

Отношения Тараки и Забули начали портиться во время Второй мировой войны, когда оказалось, что Тараки использовал не по назначению средства из правительственного кооператива под управлением Забули. Забули смог защитить Тараки от судебного преследования, но в конце концов потерял всё терпение когда Тараки присвоил себе строительные материалы предназначающиеся для строительства дома Забули в Даруламане (пригород Кабула) для строительства своего более скромного жилища в Карте Чар (район Кабула где расположен дом Тараки).

Anthony Arnold "Afghanistan's Two-Party Communism" второй параграф сверху. Сссылка, не показанная в гугл книги, указывает на конфидециальный источник.

Советский исследователь Слинкин это опровергает:

Так, американский автор Антони Арнольд в книге «Две партии коммунизма в Афганистане: Парчам и Хальк» (примеч.: название данной книги можно перевести и как «Двухпартийный коммунизм в Афганистане: Парчам и Хальк») пишет, что увольнение Н.М.Тараки из министерства экономики было вызвано якобы хищением им стройматериалов у А.М.Забули для строительства собственного дома в районе Картейи Чар. Злой умысел и необоснованность этого утверждения А.Арнольда очевидны: Н.М.Тараки строил себе дом в годы, когда он уже несколько лет не работал в компании у А.М.Забули и, конечно, никак не мог, если бы даже и захотел, физически похищать стройматериал предназначенные для виллы своего прежнего покровителя.

Слинкин М.Ф. "Время Тараки-Амина. НДПА у власти". стр. 298


комната в доме тараки

Комната в доме Тараки, где происходил учредительный съезд. Буржуйка на переднем плане.


рабочая комната тараки

Рабочая комната (кабинет) Тараки. На переднем плане плакат на котором написано "Хальк" т.е. "Народ"- название одноимённой газеты, ставшее впоследствии именем фракции Тараки.

3001f22eedb88778fe48d192b8775152

Очевидно та же комната, но в немного другом ракурсе.


тараки во время основания ндпа

тараки

Молодой Тараки. Первая фотография указана, что сделана во время съезда, но где же снег?


участники съезда

участники съезда  2

Участники съезда. Я не знаю кто здесь кто.

Хороший отчёт о учредительном съезде НДПА есть в книге об Афганистане Снегирёва В., Гай Д. "Вторжение: Неизвестные страницы необъявленной войны":

1 января 1965 года в скромном глиняном доме на окраине афганской столицы собрались двадцать семь молодых мужчин. Дом принадлежал писателю по имени Нур Мухаммад Тараки, а гостями его были избранные марксистскими кружками делегаты первого (учредительного) съезда Народно-демократической партии Афганистана.

Перед началом заседания съезда Мухаммад Тахир Бадахши сфотографировал на память делегатов — сначала всех вместе, а затем группами — по национальностям.

В гостиной в несколько рядов были расставлены складные металлические стулья. Неподалеку от двери стояла затопленная печь-буржуйка.



1023044-i_006

Приведённая в книге фотография на которой мало, что видно.

Камбоджа. Вьетнамский вопрос.

Камбоджа. Вьетнамский вопрос.

Жена рассказывает, что продолжаются аресты этнических вьетнамцев- их берут на улице, в домах и комнатах, которые они снимают, на фабриках и в мастерских, где они работают. Если у человека есть вьетнамские документы- то его отправляют обратно во Вьетнам (депортируют). Те кто работал, и у кого документы с гостевой визой, тоже отправляют обратно, т.к. работать с гостевой визой нелегально. Но это уже продолжается более нескольких лет и в этом году был депортирован 1601 вьетнамец. Если есть камбоджийские документы, то это не означает, что всё будет безпроблемно. Скорее всего, за взятку выпустят, но могут и отнять документы под предлогом, что документы фальшивые.

Гораздо более интересно то, что многие этнические вьетнамцы пытаются продавать свою недвижимость, чтобы выбраться из этой захлопывающейся мышеловки и не могут. Моей жене, буквально, повезло, что она смогла продать дом, большинство вырученных денег пошло на уплату долгов, в любом случае. Многие из вьетнамцев завидуют ей, т.к. при попытке продать дом им отказывают оформлять документы в сангкате (коммуна- камбодж. административная единица). Объясняют это тем, что идут проверки, что надо проверить документы продающего и т.п.

Связано это с тем, что этнические вьетнамцы, даже если у них есть камбоджийское гражданство и они полностью легализированы, находятся в подвешенном положении и вот почему. В любом кхмерском документе, указываются как гражданство так и национальность. По Закону о национальностях каждый гражданин Камбоджи по национальности кхмер, кроме специально оговоренных случаев. Просто технически невозможно, чтобы в документах было написано "вьетнамец" иначе он бы просто не получил документов. Я не знаю, как это относится к некоторым другим малым национальностям, типа тямов или горным народностям, они наверное вписываются как "кхмаэ ислам", "исламские кхмеры", но это значит, что все документы полученные этническими вьетнамцами по Закону о национальностях могут быть оспорены, даже если человек родился в Камбодже.

Моей жене крупно повезло, одна из причин, что она свободно и без акцента, говорит на кхмерском языке и у неё не вьетнамская внешность. Кроме этого есть некоторые особые приёмы для того, чтобы спрятать свою вьетнамскую внешность. Это одеваться как кхмеры, лучше носить чёрное, оно будет темнить кожу. Волосы лучше носить в хвосте. Примерно такие приёмы помогают этническим вьетнамцам мимикрировать под кхмеров. В сангкате могут знать кто есть кто в любом случае, но они не будут оформлять документы откровенным вьетнамцам. Камбоджийские документы ещё не значат безпроблемности, как я писал выше. Это значит, что всё равно будут смотреть на внешность, на акцент, в любой ситуации. И чем дальше, тем больше.

В общем, в Камбодже откровенно выжимают этнических вьетнамцев, в угоду оппозиции. Если оппозиция будет кричать "Вьетнамские марионетки" на правительство Хун Сена, то правительство просто скажет "Какие же мы вьетнамские марионетки, если мы депортируем этнических вьетнамцев?" Ничего хорошего в этом нет. Идёт известный поворот в сторону национализма, как и во всём остальном мире.

Когда я искал информацию о Кианури, генеральном секретаре иранской партии масс...

Когда я искал информацию о Кианури, генеральном секретаре иранской партии масс- Туде, то я случайно наткнулся в поиске на книгу Хушанга Асади "Письма к моему палачу" (Houshang Asadi Letters to My Torturer), в которой описывался визит Кианури к Хаменеи (будущему великому аятолле и одному из вождей Исламской революции). Я заинтересовался, заказал её в библиотеке и прочитал все 300 страниц за три выходных дня.

Книга построена в письмах автора к своему следователю, рассказ и диалог в одно и то же самое время. Следователь Хамид пытается добиться от автора, члена партии Туде, признания в преступлениях которые он не совершал. Партии вменялось в виду подготовка переворота, а автору сотрудничество с двумя иностранными разведками- КГБ и британской МИ6. Для того, чтобы добиться показаний следователь не гнушался никакими средствами.

Я много читал про разные тюрьмы- американец в вьетнамской тюрьме, китайская тюрьма, корейская тюрьма, советская (естественно), камбоджийская, эфиопская- но, что сразу же выделяется- в иранской тюрьме заключённые должны были носить повязки закрывающие глаза. Заключённые не могли видеть следователя и не могли видеть внутренностей тюрьмы. Автору разрешалось снимать повязку лишь отвернувшись к стене, но, как я понимаю, это было лишь во время следствия. После приговора повязки одевались лишь во время передвижения. Второй момент- в иранских тюрьмах заставляли есть говно и это оказалось очень эффективным методом. Я не помню, что американцы ели говно в заключении в Ханое. Надо посмотреть и написать рецензию про это. Возможно вьетнамцы многое упустили. Заключённых, понятное дело били.

Дополняя из книги Ervand Abrahamian Tortured Confessions: Prisons and Public Recantations in Modern Iran:

Некоторые были помещены в маленькие помещения, с повязками на глазах, в абсолютной тишине, семнадцать часов в с двумя пятнадцатиминутными перерывами для приёма пищи и туалета. Эти заключения могли длиться месяцами- пока заключённый не соглашался на интервью. Мало кто смог ускользнуть от интервью (имеется в виду публичное раскаяние на телевидении или в прессе) и сохранить душевное здоровье.

Месяцами заключённые были помещены в небольшие гробы 50 х 80 х 140 см. В 1984г. 30 заключённых находились в подобных гробах. Некоторые сошли с ума.

60-летний старик проведший месяцы в гробу прерывал своё раскаяние периодическим плачем и истерическим смехом. Точно так же 16-летняя девушка плакала и истерически смеялась заклиная слушателей искать прощения через покаяние.


Все члены партии Туде были сломлены и были вынуждены признать свою "вину" в покаянных видео, которые затем транслировались по иранскому телевидению. В 1988г. заключённых накрыла новая волна репрессий- заключённых вызывали к судье и спрашивали о, казалось бы, тривиальных вопросах, мусульмане ли они, молятся они или нет, а самый главный вопрос шёл в конце- молился ли отец заключённого и читал ли он Коран в семье? Последний вопрос решал судьбу заключённого. Согласно исламскому богословию если человек вырос в семье где Ислам не практиковался, значит он может обратиться к вере, так как это не его вина, что он вырос в малорелигиозной семье, в противном случае он считался веротступником и наказанием для него была смерть. Эта фатва (решение) аятоллы Хомейни вызвало много недовольства. В частности против неё выступил тогдашний преёмник Хомейни- Монтазери. В любом случае этими вопросами решалась жизнь заключённого. Точное число казнённых неизвестно, но оценки составляют от нескольких тысяч до десятка тысяч. Автор пишет, что 500 членов партии Туде потеряли жизнь в тюрьмах.

Автор оказался полностью разбит репрессивной машиной Исламской республики, такая же судьба постигла и Кианури, но Кианури смог избегнуть смертного приговора, вероятно потому, что Кианури был внуком шейха Фазлоллаха Нури, деятеля исламской борьбы против конституционной реформы, начала 20 века. (Жена Кианури происходила из шахской династии Каджаров. В принципе ничего удивительного, вспомним только принца Суфанавонга в Лаосе, Нородома Пхуриссара в Камбодже или Филиппа Эгалите во Франции).

Встречи автора с Кианури, в конце книги очень и очень напоминают нам роман Оруэлла 1984, такое же остающееся чувство внутренней опустошённости и сломленности, но это чувство свойственно многим прошедшим сквозь тюрьмы.

Основной интерес в книге составляет всё же то, что ещё при шахском режиме автор провёл несколько месяцев в одиночной камере с Хаменеи, будущим правителей Ирана. Впоследствии, благодаря завязавшейся дружбе и благодаря тому, что Хаменеи неплохо относился к автору, он организовывает несколько встреч между Хаменеи и Рахманом, редактором газеты одной из популярных газеты в Иране и подпольным членом партии Туде, а в дальнейшем и с Кианури.

Хаменеи любит литературу, автор приносит ему Ромена Роллана "Очарованная душа", затем он читает "Поднятую целину" и "Тихий Дон" Шолохова. Когда автор спрашивает его, как он находит время, то Хаменеи говорит, что он читает когда его везут в машине. Автор устраивает встречу Хаменеи с Кианури (что примерно в роде, если бы в в России победила Православная революция, а патриарх Тихон встречался бы с Троцким или Каменевым, который решил поддерживать Православие для борьбы с мировым капитализмом). Кианури просит Хаменеи, позволить снова выпускать газету Мардом, которая была закрыта новыми исламскими властями.

Наличие этих бесед, пожалуй самый интересный момент книги, как и путшествие автора в революционный Афганистан, в Кабул. Беседы проливают свет на внутренний мир и повседневный быт героев. Хаменеи очень хорошо осведомлён о том, что происходит у коммунистов. Он читает газету Мардом и видит Кианури насквозь. Как мне кажется, он задаёт много острых вопросов и его беседа непринужденна, а Кианури не улавливает многих намёков и шуток и остаётся в натянутом состоянии.

"Значит они решили с нами связаться с этим дерьмом". Кузичкин, Шебаршин и Народная партия Ирана.

Утрата Советским Союзом революционного импульса и потенциала, произошедшая давно,
но еще не вполне освоенная противниками в «холодной войне»,
получила новое подтверждение в фактическом поражении советской политики в арабском мире,
где мы маскировали великодержавие поддержкой «национально-освободительного движения».
По этой же причине СССР инициирует разрядку международной напряжённости,
рассчитывая, впрочем, обмануть своих партнеров по «Хельсинскому процессу», выиграть время.

Интеллигенты-партаппаратчики, которым доступна закрытая информация,
начинают понимать, что окружающий мир круто меняется и что наша политика неадекватна, тупиковая и уже опасна.

Я продолжаю публиковать материалы о Иранской партии масс- Туде. В данном острывке выборка из книги советского перебежчика Кузичкина Inside the KGB: Myth and Reality, не переведённой на русской язык, о партии Туде. Владимир Кузичкин работал в резидентуре КГБ при посольстве СССР в Тегеране и перебежал в Турцию в 1982г., где сконтактировал с английской разведкой МИ6 и передал ей документы. Английская разведка передала всю информацию о партии Туде хомейнистскому Ирану, в результате чего партия была разгромлена. Также представлен отрывок из Шебаршина, его непосредственного начальника, где он лицемерно утверждает, что "никто не был казнён" и правдивая информация о казнённых из руководства Туде.

Итак выборка из Кузичкина:

"Значит они решили установить с нами связь этим дерьмом" сказал Шебаршин когда я передал ему многочисленно сложенные квадратики бумаги. Поддерживать контакт с местной коммунистической партией во враждебной обстановке рассматривается КГБ как копание могилы в которую ранее или позднее попадёт связной. КГБ не без основания полагало, что иностранные компартии нашпигованы контр-разведчиками и что конец предсказуем. Именно поэтому Шебаршин отреагировал так отрицательно на предложение о контакте доставленным к нам связным партии Туде. Записки от Туде появлялись каждые две недели. Никто в Иране не воспринимал Туде всерьёз. В партии было около 2000 человек, большинство из них партийные старики или члены их семей.

Записки были по прежнему в виде тщательно сложенных бумажек в которых аккуратным почерком Кианури, генерального секретаря партии, были написаны зашифрованные послания международному отделу ЦК. В каждом из этих отчётов, кроме описания организационных дел, Кианури обращал достаточно много внимания на политическую ситуацию в Иране. Описание общей обстановки было достаточно объективным. Лишь когда он описывал состояние собственной партии его объективность пропадала полностью и он неизменно представлял себя как важного политического игрока, приближённого к вершине власти и имеющего влияние на происходящие события. Он часто использовал в своих записках выражения типа "источники близкие к Хомейни" или "источники приближённые к президенту", но никогда нам не назвал ни одного имени как бы мы его ни спрашивали об этом. Кианури представлял Туде как ведущую партию левых сил. Он говорил, что популярность партии постоянно росла среди молодёжи и постоянно рекрутировались новые члены. Муджахеддины
(социалистическая исламская партия прим. ТР) и федаи (марксистская партия прим. ТР) , согласно ему, оценивали партию Туде как опытных, закалённых бойцов и постоянно слушали их советов.

Отношения Туде с муджахеддинами и федаями не были такими близкими как утверждал Кианури. Они считали партию "красной рукой Москвы", партией которая не играла роли в революции,  отсиживалаясь в СССР. Они прямо отрицали руководящую роль Туде и обличали партию за слепую поддержку клерикалов в возне за политическое влияние.

Почему Туде неправильно изображали факты в своих репортах? Почему они не описывали ситуацию, такой какой она была? Ответ, в том, что реальная ситуация находилась в противоположности планам Москвы. Москва хотела объединить все левые силы под крылом Туде, образовать сильный и объединённый левый фронт который мог бы составить сильную оппозицию клерикалам. Москва планировала давать помощь в оружии и деньгах этому левому фронту и в конце концов привести его ко власти, даже если это значило гражданскую войну.

Что разрушило эти планы- это нетерпение, заносчивость и хитрость вождей партии Туде, которые считали, что это ниже ихнего достоинства возиться с юными руководителями муджахеддинов и федаеев. Таким образом левый фронт не только не вырисовался, но и возникла открытая вражда между Туде и другими левыми организациями Ирана. Резидентура КГБ позднее получила сведения, что когда иранские власти начали физическое уничтожение муджахеддинов и федаеев, партия Туде играла активную роль, помогая властям находить подпольные квартиры.
(Это Эфиопия. Когда режим Менгисту развязал Красный Террор против Эфиопской народно-революционной партии (ЭНРП), то подкладывать поленья костру, взялись их бывшие соратники Всеэфиопского Социалистического движения прим. ТР)

Реальность- это одна вещь, а что докладывать вышележащему начальству- это вещь совершенно другая. В течении десятилетей, в СССР, старая гвардия Туде в совершенстве овладела правилами советского общества. Одно из них гласило: "Начальство хочет слышать, лишь то, что оно хочет слышать". Это особенно развилось в брежневское вермя. Зачем огорчать старика? Он может впасть в ярость, и, кто знает, перережет всё финансирование, а партия Туде была полностью финансируема Москвой , или конкретней, международным отделом ЦК. Все члены ЦК Туде были на московской ставке.

Первый раз я столкнулся с этим, когда связной Туде вручил мне мешок использованных авио и железнодорожных билетов и объяснил, что он хотел, чтобы их отправили в Москву для возврата затрат, понесённых членами во время путешествий. В мешке были билеты как местного так и зарубежного сообщения.

Был ещё один канал связи, это персональные средства товарища Кианури... Кианури дал чёткий ответ на вопрос Москвы: "Я предпочитаю, чтобы деньги мне доставлялись в личном контакте. Ни в каком случае деньги не должны были быть упоминаться или передаваться через каналы связи с советской торговой делегацией либо связным"... Личные скрытые встречи были связаны с большим риском как для Туде так и для резидентуры. Иранские власти могли использовать факт секретной передачи денег главе Туде для уничтожения партии или для повреждения связи между СССР и Ираном. Резидентура указала на этот факт в своём докладе, но Москва это проигнорировала. Личные встречи начались и Кианури рисковал своей жизнью и безопасностью целой партии ради личного приобретения.

В мае 1979 г. иранские власти начали массивную анти-американскую компанию. Массовые демонстрации шли с лозунгами "Смерть Америке!" по всем крупным иранским городам. . . В своих докладах Москве Туде утверждала, что анти-американская компания началась благодаря ихней инициативе и они непосредственно в этом участвовали. Москва радовалась. Но в международном отделе ЦК всем было всё равно кто начал компанию. Главное, что они могли выглядеть хорошо перед Политбюро.

Чтобы свести наши контакты Туде к минимуму, резидент Шебаршин разработал хорошую систему по которой человек Туде бросал бы репорт через стену летней посольской резиденции Зарганде, в установленном месте.

Интересно, что наша Импульс станция
(советская установка слежения за радиосигналами в посольстве Ирана прим. ТР) никогда не ловила сигнала слежения иранских спецслужб за членами партии Туде. Это могло значить лишь одну вещь- в рядах Туде должны были быть находиться агент или агенты иранских спецслужб.

Шебаршин из интервью:

— А что это за эпизод с возвращением иранских коммунистов в Иран в начале революции?
       — Вернулся Нуреддин Кианури, царство ему небесное, он умер два года тому назад в возрасте 87 лет. Первый секретарь партии Туде. Вернулись его соратники. Но к 1979 году партия изжила себя, она уже не была массовой, могла собирать на свои митинги от силы тысячи две-три. (ср. с Кузичкиным Тонг Реасатие) Тудеисты готовы были бы сотрудничать с духовенством и даже поддерживали контакты кое с кем из хомейнистской верхушки. Сам Кианури какими-то отдаленными семейными узами был связан с семьей Хомейни, он из знатного рода. (То же самое упоминает и Кузичкин  прим. ТР) Пытались они помочь и нам наладить контакты с верхушкой, не с самим имамом. А затем, когда основные силы оппозиции были сокрушены, настала очередь и Туде. Обвинение было в шпионаже в пользу Советского Союза, лидеров партии арестовали.
       Времена стояли суровые, к ним применяли, я совершенно уверен, жесткие методы. Они признались во всех грехах, их осудили.
       Кианури выпустил уже в 90-х годах свою книжку. Он нигде ничего не перегнул, честная книжка, и о контактах со мной рассказал честно. Мы тайно встречались, он не знал моей фамилии и узнал ее только в тюрьме. КПСС нам доверяла, особенно когда речь шла о чем-то рискованном — деньги передать, с гонимыми коммунистами встретиться.
       Никого из тудеистов, насколько я помню, не расстреляли, но все они оказались в тюрьме. Дальнейшую их судьбу я не знаю, поскольку в 1991 году со службой расстался.
       Люди были честные, искренние. Друзья, сторонники Советского Союза, который их в свое время пригрел. Судьба их оказалась исторически трагичной. Очевидно, они изжили себя. Был период взлета в начале 50-х годов, но в результате переворота 1953 года в Иране, совершенного с помощью американцев, всех левых, в первую очередь Туде, разгромили, загнали в эмиграцию. Были они настоящими политическими бойцами.
       Кианури в одном из посланий, которые мы передавали, писал, что «мы взойдем на эшафот с гордо поднятыми головами». В политике гордо поднять голову никому не позволяют. Человек, который выступает против власти, обязательно должен выглядеть продажным, нечестным, жуликом, чьим-то слугой. С Туде это и сделали. Не знаю, насколько это было полезно для иранцев.


Из книги Ervand Abrahamian Tortured Confessions. Prisons and Public Recantations in Modern Iran:

101 членов партии Туде предстали перед военным трибуналом, декабрь 1983- январь 1984гг.
Военный трибунал раздал сроки: 10 к смерти, 6 к пожизненному заключению, 12 от 15 до 30 лет, 19 от 8 до 14 лет, 8 получило 7 лет, 30 получило 5 лет, 13 менее чем 5 лет. Приговорённые к смерти были казнены в феврале 1984г., 19 остальных, включая 2-х кто уже отбыл срок погибли в казнях в 1988г.

Кану Саньял.

Поскольку моё чтения по иранской теме подходит к концу, а заодно я нагулял небольшой долг, держа книги слишком долго, то я решил посетить местную университетскую библиотеку для того, чтобы избавиться от книги Кузичкина и биографии Хомейни. Я оставил себе прочитанную книгу о иранских моджахединах (для того, чтобы конспектировать и кратко потом о них изложить. На русском языке про них мало, что есть), а также Iran Between Two Revolutions того же автора, Эрванда Абрамяна, для более основательного ознакомления с темой.

У меня было стойкое желание двигаться от иранской темы и я уже начал предпринимать шаги. Направлений было два- на запад к Ираку и на восток к Афганистану. Я уже прочитал небольшую статью о афганских маоистах, что оставило меня в достаточно размытом состоянии со смятёнными чувствами, но не будем об этом. Далее я прочитал небольшую работу Слинкина "НДПА у власти. Время Тараки-Амина" изданнную на Украине, в Симферополе, в 1999г. тиражом 300 экз. (и то большой тираж, по моему мнению), но доступную в электронном формате. Автор часто ссылается на Afghanistan's Two-Party Communism: Parcham and Khalq которая была у меня записана в библиографических записях. Во время последнего посещения библиотеки эту книгу я так и не обнаружил- мне придётся её заказывать из запасниках.

Я также взял пару книг о Ираке, просто для первоначального ознакомления. По моему мнению требуется около 10 книг, чтобы получить неплохое представление о происходящем. Но необходимо начинать с какой либо какобо книги. Я взял Red Star Over Iraq: Iraqi Communism Before Saddam. После всего этого мне на глаза попалась биография Кану Саньяла- озаглавленная как "Первый наксалит. Авторизированная биография Кану Саньяла" (The First Naxal: An Authorised Biography of Kanu Sanyal).

4297459

Кану Саньял- индийский маоист, который начал восстание в Наксалбари, позже перекинувшееся в другие регионы и уже возглавленное другими людьми и организациями, но всё равно остающихся известными как "наксалиты". Я ничего про наксалитах не читал и решил прочитать в порядке своего рода затравки (тизера), поскольку Иран да Иран, я уже устал читать про Иран и хотелось чего то нового.

Биография Кану Саньяла ушла достаточно быстро, за несколько дней, но я её не только одну, но ещё прихватил Radical Politics in West Bengal лишь для того, чтобы иметь две книги по одной тематике. Я начал читать "Радикальную политику в Западном Бенгале", но продвигался медленно. Автор- пещерный анти-коммунист, но тем не менее это очень аргументированная и глубокая работа. Что то мне смутно подсказывает, что по всему миру может быть единицы, кто знает, что там происходит в Бенгале.

Итак, биография Кану Саньяла. Она написана типичным индийским английским и автор постоянно скачет с одного на другое, повествование разрывно, внимание часто уделяется небольшим деталям, а большие события происходящие в то же самое время, остаются без всякого упоминания. Нигде например не упоминается, что Кану Саньял был этническим бенгальцем. Я понимаю, что название индийского штата- Западный Бенгал, но из этого же не следует, что он бенгалец? Нет никакой карты, хотя постоянно упоминается много географических названий. Не упоминается каста, хотя в другом месте упоминается о более низшей касте Кану Саньяла по сравнению с Чару Мазумдарой (другим лидером наксалитов), также известным как Чару Да.

Кану Саньял, как Григорий Сковорода, находился постоянно в гуще масс и провёл почти всю свою сознательную жизнь на узком перешейке земли 30 км. на 30 км. между Непалом и Бангладешом, в Северном Бенгале, в окресностях деревни Наксалбари. Как отмечает один отзыв на книгу, такой же отпечаток близорукости несёт и вся книга о Кану Саньяле. Кану Саньял был главой местного крестьянского союза организованного Коммунистической партией Индии и в основном занимался агитацией среди крестьян за уменьшение налога, изменение разделения урожая и отменой незаконных поборов. Он организовывал профсоюзы среди рабочих чайных плантаций и часто вступал в противостояния с помещиками и землевладельцами.

В духе "Хунаньского репорта" Мао Кану Саньял отмечает, что если землевладельца унизить разок то это ломает его психологическое превосходство среди крестьян и крестьянин, увидев это унижение, осознаёт уязвимость землевладельца и это подталкивает крестьянина к борьбе:

Тот, на кого хоть раз надели высокий колпак, окончательно теряет всякое уважение, его перестают считать за человека

Очень остроумно поступил один волостной крестьянский союз. Он задержал некоего лешэнь и заявил ему, что на него сегодня наденут колпак. Лешэнь почернел от страха. Но затем крестьянский союз решил не надевать на него колпак в тот день, полагая, что если надеть на него колпак сегодня, то он сразу же ожесточится и перестанет бояться наказания, и что поэтому лучше отпустить его домой, отложив наказание. Не зная, когда именно на него наденут колпак, этот лешэнь не мог успокоиться ни на один день и не находил себе места.

В своей агитации по этому вопросу коммунисты должны держаться такой линии: «Натянуть тетиву, но стрелу не пускать» (из Хунаньского репорта).

Они верят, что силы врага безмерно велики, а их собственные силы ничтожны. Нельзя создать связь с пролетариатом без разрушения этих двух предубеждений в их головах. (Амир Парвиз Пуян "Необходимость вооружённой борьбы и отрицание теории выживания").

В подобном духе Кану Саньял подталкивал полицию к арестам землевладельцев и старался психологически вывести их из себя. Например он входил в дом обутым, а потом на гневные оклики помещика начинал кричать ему в ответ. Также Кану Саньял выступал против кастовой дискриминации:

Во время конференции крестьянского союза в Гхошпукхуре, крестьяне из касты адиваси отказались поделиться едой приготовленной в одном очаге. Они объясняли это тем, что разделив еду с другими они бы потеряли свой кастовый статус.

Не в силах переубедить их, Саньял поклялся избавиться от этой вековой традиции кастовой дискриминации в умах крестьян адиваси. Тюремное заключение предоставило ему хорошую возможность.

"В тюрьме крестьяне не имели выбора и вынуждены были есть одну и ту же еду приготовленную на общей кухне. Более того, я часто старался чтобы крестьянин из одной касты приносил еду крестьянину из другой касты и обое пили воду принесённую землевладельцами из других каст. Таким образом после освобождения из тюрьмы, кастовые соображения перестали быть важным вопросом для товарищей адиваси" указывал Кану Саньял.


Индийско-китайский конфликт 1962г. радикализовал оппозицию в Коммунистической партии Индии. В апреле 1964г. 32 члена КПИ покидают партийный конгресс и основывают в октябре того же года КПИ (марксистскую), среди них отличается Кану Саньял который требует, чтобы на конгрессе был портрет Мао Цзэдуна.

Если события связанные с детством, юностью и активистской деятельностью Кану Саньяла описываются вполне вменяемо, то восстание в Наксалбари, его ход, военная активность и ход событий описываются очень мутно и невнятно. Не понятно, что и как происходит, без консультации с другими источниками.

Детально и неплохо описано созревание конфликта в Наксалбари и вспышка народного восстания, но затем начинаются непонятки. В общих чертах- в начале 1965г. Чару Мазумдар пишет "Восемь исторических документов"- 8 статей, в которых он говорит, что Индия готова к вооружённой борьбе. Эти статьи не выходят в печать, но распространяются между товарищами. В конце года Чару Мазумдар открыто призывает в печати к вооружённому восстанию в англоязычной газете, за что его выгоняют, в начале 1966 г. из КПИ(м).

В начале 1967г. КПИ и КПИ(м) побеждают на выборах в Западном Бенгале, они формируют коалиционное правительство. Деревня бродит, полиция в напряжении. Расстрел сельской демонстрации 25 мая 1967, 11 убитых- 8 женщин, 2-е детей и 1 мужчина- провоцируют восстание под руководством Кану Саньяла. Вооружённая борьба с этого момента идёт по наше время, но уже под другим руководством и на других территориях.

Чару Мазумдар, теоретический лидер восстания, ближайший соратник Кану Саньяла в то время, выступает за формирование маленьких боевых групп и уничтожение "классовых врагов" т.н. "линия уничтожения". Он также выступает против буржуазного образования, "буржуазное образование бесполезно и всего лишь препятствии на пути революции". Активисты сжигают учебника, хотя дети самого Чару Мазумдары посещают школу. Упоминается высказывание Чару Мазумдары о том, что "Китайский председатель- это наш председатель". Чинер чеерман аамадер чеерман.

В книге упоминаются убийства полицейских, работников правительства группами юных коммунистов, но непонятно в каких организационных отношениях они находятся с наксалитами, с Кану Саньялом и Чару Мазумдарой.

Сентябрь-декабрь 1967г. поездка Кану Саньяла в Китай. За это время наксалистское движение ослабло, его покинули многие активисты. Многих оттолкнула "линии уничтожения классовых врагов" выдвигаемая Чару Мазумдарой, другим лидером наксалитов, когда были убиты крестьяне-средняки и торговцы. (Т.е. эта поездка выглядела как возможность избежать преследования т.к. Кану Саньял с соратниками были на нелегальном положении, заодно получить "легитимность" и поддержку ТР). После возвращения Кану Саньял снова пребывает на нелегальной работе, занимается организационными делами.

В феврале 1968г. введено прямое президентское правление в Западном Бенгале. В октябре 1968г. Кану Саньял попадает в тюрьму откуда выходит в апреле 1969г., и принимает участие в основании новой партии.

Всеиндийский комитет коммунистических революционеров основанный членами КПИ(м) несогласными с политикой партии в ноябре 1967г.,  становится Коммунистической партией Индией (марксистско-ленинистской), КПИ(м-л). После подготовительной работы в апреле 1969г. Кану Саньял провозглашает рождение партии на первомайской демонстрации в Калькутте, рядом с Чару Мазумдарой.

В марте 1970г. правительство Западного Бенгала распускается и вновь вводится прямое президентское правление. Многие активисты и коммунисты погибают от полицейского террора, в то время как полицейские списывают своих жертв как результаты перестрелок. В мае 1970г. проходит подпольный конгресс КПИ(м-л) в Калькутте, где "линия уничтожения классовых врагов" Чару Мазумдара продолжает торжествовать, хотя против неё уже раздаётся много критики.

В августе 1970 Кану Саньял арестован с 12-ю активистами, а Рой Чудхури, другой член политбюро КПИ(м-л) выпускает статью "Проблемы индийской революции" где критикует "линию уничтожения" Чару Мазумдара. Статью не опубликована как "анти-партийная", а Рой Чудхури изгоняется из редакционного совета партийного журнала. Четверо членов политбюро выступают с критикой направленной против Чару Мазумдара. Последний посылает своего курьера в Китай, чтобы заручиться поддержкой, однако тому не удаётся встретиться с Мао, лишь с Чжоу Эньлаем и Кан Шэнем.

Голоса недовольных Чару Мазумдарой в КПИ(м-л) наростает, здоровье последнего ухудшается, он избегает встречи со возвратившимся посланником из Китая, чтобы не выслушать критики.

В июле 1971г. правительство усиливает свою борьбу против активистов. В августе 1971г. застрелен Сародж Дутта, один из близких соратников Чару Мазумдары. Полиция заявляет, что он был убит в перестрелке.

В ноябре 1971г. члены ЦК встречаются в Бихаре и членство Чару Мазумдара в партии приостановлено, а Сатнараян Сингкх становится новым генеральным секретарём. (Не совсем понятна легитимность этой встречи где не присутствовал Чару Мазумдара и не все члены ЦК и политбюро ТР).

В июне 1972г. появляется письмо 6 членов КПИ(м-л), включая Кану Саньяла, находящихся в заключении с критикой "линии уничтожения" и Чару Мазумдары. Но движение уже угасало.

Чару Мазумдар погибает, фактически убит через неоказание помощи в полицейском участке в июле 1972г., от сердечного приступа, после 12 днех заключения, но у него остаётся много сторонников и индийское коммунистическое движение продолжает дробиться.

В тюрьме где заключён Кану Саньял около 150 наксалитов организуют траурный митинг, заканчивающийся фарсом. Кану Саньял начинает траурную речь, где также критикует покойного лидера. Раздаются голоса возмущения сторонников, которые постепенно перерастают в перебранку и Кану Саньял покидая трибуну кричит "К чёрту, с Чару Мазумдарой!".

Дальше описывается заключения, легальная борьба за освобождение, борьба со сторонниками Чару Мазумдары. В июне 1977г. КПИ(марксистская) побеждает на выборах в Западном Бенгале. Одним из требований было свободу полизаключённым. В мае 1979г. Кану Саньял и другие узники выходят на свободу.

Кану Саньял возвращается на свою родину и занимается прежней деятельностью, но не становится членом КПИ(м) (правящей в то время ТР) как надеются многие из его сторонников. . Он пытается организовывать крестьян. Он вступает в Организационный комитет для координации коммунистических революционеров. (хммм., название конечно, в англ. абревиатуре OCCCR- непонятно, чем становится плоха КПИ(м-л) и неосвещено её дробление.

Кану Саньял пытается заниматься организационной деятельностью пытаясь объединить многочисленные коммунистические организации возникшие в результате раскола в КПИ(м-л) в единое целое. В мае 1985 ему удаётся объединить 5 организаций со своим Организационным комитетом, результатом становится Коммунистическая организация Индии (марксистско-ленинисткая). КОИ(м-л) убирают упоминание о вооружённой борьбе, делают ударение на создание массовых организаций. Пробуют участвовать в выборах, организовывают 30 тысячную демонстрацию в Калькутте против повышения цены на общественный транспорт. В общем ничего интересного, и в этой части всего несколько страниц описывают десятилетия в жизни Кану Саньяла. В 2003г. к КОИ(м-л) присоединяется ещё одна организация и они переименовывают себя в КПИ(м-л) (не путать с оригинальной КПИ(м-л) которая распалась на множество групп).

2016-05-29 18.52.25

2016-05-29 18.51.30

Кану Саньял прожил свою жизнь совершенным аскетом. Никогда не был женат и в книге нет никаких упоминаний о каких либо его отношениях с женщинами. Вполне вероятно, что он умер девственником. Его единственное имущество была хижина 8 на 10 метров, в одной из деревень в окрестностях Наксалбари, которую он построил в середине 80-хх на помощь от родственников и партии- 20 тысяч рупий, менее 2000 долларов в 80-е. Электричество туда провели в 2002г. и Кану Саньял мог пользоваться вентилятором и электрической лампочкой.

Кану Саньял привык спать всё время на полу, на циновке, и когда ему подарили раскладушку то он её оставил стоять в углу и никогда не пользовался. В начале 2000-х у него начались проблемы со здоровьем: сначала мучительный геморрой, потом он ослеп на один глаз и потерял половину зрения другого, потом половину тела разбил паралич от которого он с трудом оправился. Ему было всё труднее и труднее ходить, он чувствовал себя оставленным хотя несколько товарищей в деревне проявляли заботу о нём. Он пробовал было переехать в город, к родственникам, но не мог выносить городской жизни, окружённой заботой. Он обратно переехал в деревню, где покончил жизнь самоубийством- повесился в мая 2010г.

Несколько мыслей из отзыва найденного на интернете: Кану Саньял не упоминает многих событий которые произошли в Индии в эти годы, он сосредоточен на Наксалбари и он не видит широкой картины. Он беспрекословно исполняет приказы вышестоящих руководителей, хотя и не согласен с ними в душе и внутренее полемизирует с ними. Его неспособность понять "Краткий Курс ВКП(б)", на бенгальском, о которой он честно написал, тоже много чего о нём говорит.

2016-05-29 18.55.29

2016-05-29 18.54.41

2016-05-29 18.49.22

2016-05-29 14.15.11

3462573

untitled

(no subject)

Закрытый пост, о чём был анонс другим закрытым постом. Это сообщение для тех кто читает журнал из закладок, а не из ленты.

Посылки.

20160428_182006

Получил вот такую замечательную посылку от sinologist, причём, совершенно безвозмездно. Будем надеяться, что мне ещё представится случай его отблагодарить. Революционные воспоминания Хоанг Ван Хоана- бывшего члена политбюро Коммунистической Партии Вьетнама, перебежавшего в Китай, достаточно таки букинистическая редкость и тяжело найти. Я не обнаружил эту книгу нигде на продаже, кроме китайского сайта таобао. Вьетнамцы читают его на вьетнамском на интернете,  американцы имеют возможность достать в библиотеках.

Ещё один цитатник Мао. Уже третий в мою коллекцию с китайско-английской версией. Предназначен ли он для того, чтобы китайцы могли учить английский язык? Я могу понимать некоторые иероглифы, но возможно китайцам следовало добавить пиньинь для тех кто хочет учить китайский.