?

Log in

No account? Create an account

Брежневская стабильность. Динамика ревизионизации. Дневник Дедкова. Часть первая. - Witѣ Lûste ☭ Mürder for Our Đrinkъ! — ЖЖ

мар. 9, 2018

03:11 pm - Брежневская стабильность. Динамика ревизионизации. Дневник Дедкова. Часть первая.

Previous Entry Поделиться Next Entry

Дневник Дедкова меня заинтересовал в первую очередь описанием потребительской жизни в СССР. Он оказался в библиотеке- здоровенный том в почти 600 страниц дневниковых записок, 800 страниц полностью изданный на хорошей бумаге, такой, что я даже порезал палец смотря в примечания. Но после прочтения половины книгы вырисовалась не только потребительская тематика, а общая динамика жизни СССР и России.

Дедков был секретарём комсомола журфака МГУ и выступил весной 1956г. после 20 съезда с докладом где критиковал культ Сталина, требовал большей демократии, "гласности", отмены подотчётности газет партийным комитетом и пр. Стенограммы выступления были вывешены в коридорах журфака.

В общем то это была "культурная революция" на журфаке. Дедкова сняли с должности и обвинили "в мелкобуржуазной распещенности, нигилизме, анархизме, авангардизме, бланкизме, троцкизме, в политической невоспитанности... в растлении малолетних- в том смысле, что на том собрании мы приняли обращение к младшим курсам". В общем то это положило конец его карьере и он оказался в Костроме.

В основном его дневник уделяет внимание малоизвестным провинциальным и этнографическим писателям, но кроме этого он оставляет несколько наблюдений внешнеэкономического характера и множество наблюденией внешней жизни СССР, равно как и жизни и идеологии писательской страты.

Писатель Дедков проявил достаточно зрелые внешнеполитические взгляды вот, что он например пишет про

Иран:
"В Иране чрезвычайные события; наша печать, которая на словах неустанно расширяет информаированность советских граждан, ни слова конкретного не сказала о главных героях развернувшейся драмы: кто они, откуда взялись. Ни о Хомейни, ни о Бахтиаре. Как же! Читатель может запутаться. Если же верить английскому радио, то Бахтиар воевал в Испании на стороне республиканцев и участвовал во  французском движении Сопротовиления."

А вот, что пишет его один из сидельцев в международном отделе ЦК- Черняев: "В Иране идет «революция 1905 года», мощный разворот массовой всенародной борьбы… У нас под боком. А что мы, марксисты-ленинцы, знали об этом? Догадывался ли хоть бы один человек в Советском Союзе, что может там произойти, ученый или политик?! Чего стоит вся наша наука и теория «на службе политики»! В результате мы имеем «авторитетное» мнение руководителя Отдела международной информации ЦК, объявленное через телеэкран на весь Союз: все эти события – результат происков ЦРУ, американцы-де хотели чуть-чуть попугать шаха, ставшего не очень послушным… Замятин даже записку в ЦК написал, предлагая «проводить линию поддержки стабильности в Иране» (т.е. шаха!). Суслов и Кириленко уже начертали на записке «согласен». К счастью, события развертывались быстрее, чем делопроизводство в аппарате ЦК… они перехлестнули эту «линию Замятина». "

Кузичкин, резидент КГБ в Иране писал, что в посольстве тоже никто не знал кто такой Хомейни, поскольку никто не читал по фарси, а те кто читал, выходит, вообще не интересовались жизнью иранского общества.

Польша.

Дедков следовал за событиями в Польше. В 1963г. он пишет- "Говорят, что поляки не любят нас, русских. Я не верю этому. Но даже пусть так. Я люблю поляков, их литературу, искусство дух."

1971-й. "...за 14 лет поляки- сами миром, народом,- сменяют второе правительство. Польска не згинела. Нам такое недоступно".

1981. "Основная мысль, внедряемая в наше сознание, старая, хорошо знакомая. Если бы не западные пропагандистские и разведывательные службы, ничего не было бы...Не замечают, как унижают, ни во, что не ставят мысль народа о самом себе и своём государстве. Это, разумеется не ново: Явления большевизма в семнадцатом году рассматривалось как дело рук германской разведки".

Чехословакия.

"Исторический день. Войска введены в Чехословакию... Над чехом смеются и издеваются все, кому не лень,- первейшие обыватели, первейшие рабы, к коммунизму отношения никогда не имевшие. Дождались".

Цитирует Короленко за 1899г.: "Задавить привилегии маленькой страны, конечно труда никакого не составит. А затем- традиционная "лойяльность" финского общества и народа перейдёт в скрытую ненависть, на которую и будут до времени накопляться проценты."

Афганистан.

"В Афганистане сменили власть. Не успел Тараки вернуться домой после путешествия на Кубу, после встреч и объятий в Москве, как его не стало, а куда исчез- не говорят. Был- и нету, будто и не было. И никто не спрашивает: куда делся? Расчёт при этом не новый и простой: на короткую людскую память. Поспрашивают друг у друга день-другой, куда подевался Подгорный, или вот Тараки...  привыкли, приучены не спрашивать. Заодно и о другом не спрашивают, годами не спрашивают, да что годами- десятилетиями, а потом это называют "доверием" и "сознательностью" народа."

Чечня

1981 "У С.Г. подруга живёт в Грозном и недавно прислала письмо, где возбужденно пишет о волнениях среди осетин в Орджоникидзе, устроивших резню чечено-ингушского населения. Пишет, что город закрыт, туда направлены войска с танками и что положение в Грозном тоже напряжённое. Волнения националистического характера, но "с антисоветскими лозунгами""

Антивоенная тематика.

"Какое право имело государство взять на войну семерых сыновей из одного дома? И какой безмерной кровью оплачено всё то, что является сегодня нашей российской жизнью? А писатели обдумывают роль и характер товарища Сталина... опасаются, что обидели, недооценили, возвели напраслину".

"...это соседствует и происходит в одном мире, где есть разделение труда и судеб: один музицирует, а его сверстник догнивает в цинковом гробу, убитый на необъяснимой, бессмысленной войне...
(об Афганистане ТР)"

* * *

То есть общая динамика тут ясна. По первой половине книги- это прогрессивный человек, русский демократ, цитирует Ильенкова и у него до 1982г. не попадается анти-советских или анти-семитских взглядов либо шовинистических взглядов (дальше я ещё не прочитал), хотя доминируют в основном национал-демократические взгляды. Дедков, хотя и читал "Тлю" и "Протоколы сионских мудрецов" ясно видит в первом памфлет, а во втором фабрикацию. Он спрашивает себя на какой социальный класс ориентированы эти произведения и отмечает рост анти-семитизма в СССР, но всё это как и внешняя политика проходит "мельком" т.к. темы дневника в принципе другие. Он встречается с писателями-деревенщиками и убеждён, что "мысль в России, существует зрелая и здравая, не склонная к крайностям, т.н. "славянофильская", националистического толка и не возращающая нас к воззрениями промонархического характера, к идеалам сильной власти и сильной руки". Т.е. нацдемократия.

Но это нацдемократия начала 80-х и мне кажется, что она существовала везде в то время в Советском Союзе. Например, на Украине. Отмечу ещё раз, тут не было анти-семитизма и диссиденстсва. Поддержка Польши, Чехословакии- это стандартный набор нацдема того времени. В то же самое время автор отмечает, что есть социальные классы, очевидно смыкающиеся с нацдемами, для которых интересны антисемитские взгляды.

Следующий интересный момент- это анти-сталинизм автора, но тут всё ясно, в виду вышеупомянтутого гуманизма и демократии.
Автор отмечает портреты Сталина на шофёрских машинах, упоминания его в прессе или показы в военных хрониках, увлечение Сталиным отдельных партийных кадров и бюрократией, продажа портретов Сталина глухонемыми в электричках и пр. Особо крестьян или рабочих в дневниках показано немного и поэтому об отношении трудового народа к Сталину можно лишь догадываться.

СССР. Общая динамика.
1977 "думаешь об ограничениях в прописке. Эти ограничения очевидное нарушение свободы и равноправия. Впору бы Москве отделиться от России. Сомневаюсь, что где бы то ни было в мире (может правда, в соцстранах? (Китай- Тонг Реасатие)) существовали такие ограничения.

"редактор предупредил, чтобы имена Брежнева и Баландина (секретарь Костромского обкома) не переносили (т.е. чтоб печатать без переноса)."

"Международный телеоборзреватель Анатолий Потапов настолько увлёкся обличением и настолько усвоил обличительную интонацию, что даже когда говорит "Всего доброго", то кажется, он и нам зрителям, желает чего то пакостного.

"разговор в автобусе двух молоденьких офицеров "Военной диктатурки бы на них"


Кострома.

"В Костроме большой переполох: белят, красят метут, подмазывают, разрушают и ставят заборы, латают асфальт... В понедельник приедет Косыгин".

1978 "Кострома занимает первое место по пьянству в республике. Главный врач психодиспансера Басенко сказал, что в Костроме выявлено 5.5 тысяч больных алкоголизмов, по оценке специалистов это половина истинного числа т.е. 11 тыс."

1979 "бросились в глаза какие то страшные, сквернословящие мужчины и женщины...Они ждали открытия парфюмерного. По понедельникам в нашем городе уже несколько месяцев не продают ни водку, ни вино. И тогда увеличивается круговорот в продаже одеколона"

1981 секретарь горкома комсомола Пучков "53% новорожденных проходят через обряд крещения, половина браков после гражданского акта освящается церковью."
Куба.

Директор Вохомского сырзаводы Буракова: "с горечью рассказывала как ездила в Одессу в связи с экспортом сыра на Кубу. Её поразило обилие и высокое качество товара отправлямых на Кубу: масла, консеровов, сыра.."

Буракова:"Наверное мы оторвались от народа."




По Кубе надо отметить отрывок из воспоминаний Шелеста, когда рабочие на Николаевской верфи, во время перебоев в снабжении хлебом Украины, отказались грузить зерно для Кубы (Тонг Реасатие).
* * *

Застой- брежневская стабильность стала временем когда произошёл рост материального благополучия, когда нищая и крестьянская страна смогла более менее зажить, но также это стало временем "местничества" когда люди годами сидящие на одном месте обросли связями, укрепились и произошёл закономерный рост национализма, экономического и этнического. Появились требования демократии, открытости, информированности.

Разрыв между международной геополитикой кремлёвских старцев и потребительскими устремлениями народа стал особо ясно выражен, что позже так замечательно суммировал Гайдар "Давайте просто жить и это будет нашей политикой".

Вместе с засидевшимися кремлёвскими старцами по всей стране существовали свои местные царьки. В вотчине секретаря обкома Баландина в Костроме с 1971 по 1986гг. - каждый двадцатый был алкоголиком, половина была скрытыми верующими, сельское население неуклонно падало. Например секретарь Парфеньевского района сказал, что "население в 30-х было 30 тысяч, а сейчас (ок. 1980)- 10 тыс." (сейчас население этого района около 5 тыс Тонг Реасатие). Баландин был самодуром- заставлял маршировать вокруг праздничного стола и петь "День Победы", уволил посмевшего обогнать его шофёра и пр.

Конечно возмущение баландиными и их "членовозами"- это вызывает улыбку из нашего времени. Но тут не надо забывать, что это тенденция. Что из баландиных и брежневых вырос и реставрировался капитализм в СССР. Масштабы не должны иметь большого значения, что с того, что брат Брежнева Яков пользовался сравнительно небольшими привилегиями? Что с того, что собравшаяся вокруг него торговая мафия обладала небольшими оборотами? Конечно так должно было быть, поскольку капитализм возрождался понемногу.

Снабжение Костромы о чём есть топик у Буркина Фасо- это отдельная песня. В топике указано, что мясо которое отсутствовало как класс в Костроме было на рынке. Дедков пишет про рынок тоже- мясо там 4 руб. и за ним очередь.

Конечно проблема не в баландиных или в брежневых и тем более проблема не в мясе. Колбасосрач и мясосрач в СССР и сотни комментариев всего лишь показывают заинтересованность людей материальной темой, которые тем не менее в своих комментариях отказывают в этой заинтересованности советским людям.

Проблема стоит в другом плане. В зонах проблемного сельскохозяйствования всё труднее стало удерживать людей. Из нищих деревень без инфраструктуры- они стремились в город. Шёл разрыв между городом и деревней и в особенности показан разрыв между прослойкой литературных функционеров Москвы и провинцией. Снабжение СССР не поспевало за постоянно растущим городским населением, оно надрывалось из за внешней политики и военной гонки, кроме того озлобление и насмешку населения вызывала "внезапно" обнаружившая себя прослойка партийных бюрократов. Шла ревизионизация, предательство партией революционных целей в интересах потребления.

Не думаю, что тут имел быть умысел- всё лишь расставлялось на места растущим капитализмом на местах. Убрали бы Баландина или Брежнева на их место пришёл бы другой. Вызывает вопрос можно ли было избежать этого капитализма или нет. Я не склонен считать, что перестановки намоленных божков в политбюро могли серьёзно изменить проблему упадка социализма.

СССР не могли в силу определённых причин прекратить инвестировать в военную промышленность и внешние отношения, не могли постоянно менять партийную бюрократию, не могли дать свободу мелкого предпринимательства, сосредоточив основное влияние на тяжёлую промышленность, инвестировав туда фонды, добившись роста производительности труда. СССР не могли избавиться от неперспективных направлений в экономике. Они не могли прервать инвестировать в север и в один прекрасный день всё это рухнуло оставив руины Кадыкчана и ожерелье заброшенных деревень Русского Севера. Мне кажется процесс продолжается и на кону распад России и тогда уже насильственная смерть всех неперспективных инвестирований, исток населения в другие страны и Великорусская республика с 20 млн. населения.

PS В любом случае- это всего лишь первая часть обзора на книгу Дедкова.

PPS Фраза "Шла ревизионизация, предательство партией революционных целей в интересах потребления." Мне не нравится, но сейчас не могу подобрать лучшего определения. Пусть пока так будет.