?

Log in

No account? Create an account

Заметки о Чавине. В доме Сон Нгок Тханя. - Witѣ Lûste ☭ Mürder for Our Đrinkъ!

мар. 16, 2016

02:20 pm - Заметки о Чавине. В доме Сон Нгок Тханя.

Previous Entry Поделиться Next Entry

Это продолжение заметок о Чавине. Начало тут

Это вторая, заключительная часть, о месте рождения Сон Нгок Тханя.

После посещения кхмерского музея, пообедав и отдохнув, проезжая по берегу канала, по тихой улице, я вдруг вспомнил о доме Сон Нгок Тханя (вьетнамская транскрипция почему то Шон Нгок Тхань) и о том, что его место рождения деревня Хоанг Лыа, находится как раз где точерез речку, напротив центра города. Сон Нгок Тхань был кхмерским националистом, одним из основателей первой кхмерской газеты "Накороватта" в 30-хх гг., и возникшего вокруг неё националистического кружка. Почувствовать атмосферу предвоенных лет Пномпеня можно из книги Бончан Мола "Политическая тюрьма" изданной на кхмерском языке, где первые страницы посвящены именно газете "Накорватта" и Сон Нгок Тханю, а основная часть книги описывает заключение автора на вьетнамском острове Пуло Кондор  (Коншон). Небольшой кружок интеллектуалов, мелких буржуа, владельцев лавок, кафе. Название монастырей, улиц и мест, большинство из которых можно без особого труда найти в современном Пном Пене. Король бросающий в лицо Сон Нгок Тханю- "это ты против французов? Смотри, не подохни!" От всего этого веет уникальным взглядом на колониальное прошлое, но со стороны угнетённых кхмеров, а не французов. Притязания и протесты интеллектуалов того времени в книге выглядят достаточно смешно, в наше время, после кровопролитных конфликтов, но это уже отмечаешь задним ходом.

Впоследствии Сон Нгок Тхань был короткое время премьер-министром в 1945 г. и одним из основателей вооружённого движения Кхмеров Иссарак (борцов за кхмерскую независимость). После обретения Камбоджей независимости в 1954г. он стал сотрудничать с сайгонским режимом и ЦРУ, в борьбе против принца Нородома Сианука. Был премьер-министром снова, после переворота 1970г. Лон Нолом, но вернулся обратно во Вьетнам и умер в 1977г. в сайгонской тюрьме. Т.е. Сон Нгок Тхань был одной из важных исторических сил вместе с Сиануком, Лон Нолом и Пол Потом. Почти всё правление Сианука прошло, оглядываясь с одной стороны на правых, в лице Сон Нгок Тханя и на левых. Я не надеялся найти его дом, но тем не менее настроение было хорошим, было много времени и можно было сосредоточиться на поиске.

Итак, мы ехали в северном направлении, вдоль правого берега канала. По левую сторону были "центр" и "набережная" Чавиня. Затем мы свернули направо, по маленькой улочке и повернули на юг. Я, заметив удивительно чёрного и старого кхмера, остановился и спросил его о Сон Нгок Тхане, но тот ничего о нём не знал. Сидящая напротив семья вьетнамцев с удивлением наблюдала за своим соседом. Мы проехали ещё и спросили ещё одного, но советом было, что лучше спрашивать про место которое мы ищем, а не человека. Так мы начали спрашивать о деревне Хыонг Лыа и дело пошло лучше. Получив инструкции мы повернули обратно на север, а потом на запад, где увидели большой кхмерский ват (монастырь). Мы заехали туда и я спросил у группы молодых монахов о Сон Нгок Тхане, но о нём опять никто не слышал. Мне предложили обратиться к деду, кхмерское "та", который принимал посетителей в своей келье. Делать нечего и мы расположившись на скамьях, возле кельи, стали ждать. Ждали долго и по мере того как солнце клонилось к низу и вечерело, я терял надежду и уже было собирался выводить свой скутер, сказав, что мы мы приедем завтра, но тут ко мне подошёл молодой послушник и сообщил, что дед готов нас принять.

Старый монах был сино-кхмером (помесь китайца и кхмера, кхмеро-китайцем, по русски?) по внешнему виду и говорил лучше по вьетнамски чем по кхмерски, о чём он сказал моему племяннику. Я понял эту фразу. Интересно, морщатся ли американские кхмеры посетители на подобное утверждение, несмотря на то, что для многих из них родной- это английский? Старый монах знал кто такой Сон Нгок Тхань, более того, он мне сообщил о том, что тот умер, с чем я согласился, внутренне усмехаясь, и сказал, что знаю. Он мне также рассказал, что родственники Сон Нгок Тханя живут в Америке и посещали этот монастырь и, что, Сон Нгок Тхань ходил в школу в этом монастыре когда был маленьким.

Я не надеялся сделать никаких ни открытий, ни интервью- мне было интересно посетить место рождения, возможно сохранившийся дом, историческое место связанное с человеком, о котором я так много читал. В Камбодже тяжело приобщиться к истории- нет никаких памятных музеев или исторических домов, хотя, в связи с наплывом иностранных экспатриатов, есть возник определённый интерес к историческим местам, но развитие капитализма неумолимо сносит старые колониальные дома-лавки и виллы, воздвигая вместо них блестящие коробки из стекла, лишённые какого либо исторического духа. Мне вспомнилось, как однажды, мы случайно натолкнулись на дом Сон Санна в предместьях Такмав, на южной окраине Пном Пеня. Интересно, остался ли этот уникальный дом или уже снесён и застроен какой либо модерной коробкой?

После разговора с дедом в кхмерском монастрые, он отрядил двоих подростков и они поехали впереди нас, указывая дорогу. Проехав несколько минут мы свернули с главной дороги в один из плохо выраженных поворотов. Мы проехали ещё около двадцати метров, а потом ещё раз свернули налево, полуобъехав участок земли. Перед нами оказался одноэтажный дом, такой типичный для Вьетнама, ребята нас кратко представили и уехали.

Мы остались в небольшом доме, как мне показалось на первый взгляд, и прождали около нескольких минут, когда нас попросили пройти в левую часть дома. Оказалось, что то, где мы были, являлось всего лишь крылом и основная часть дома находится на левой стороне. Всё ещё старая плитка, тёмные деревянные колонны, старый инкрустированный алтарь покрытый лаком, находящийся в тёмном углу. Я с удивлением рассматривал старый дом, которых так много во Вьетнаме. Дому было более ста лет он принадлежал отцу Сон Нгок Тханя, который был богачом или помещиком в Чавине. Для того времени дом очевидно был очень большим, к тому же, снаружи были остатки старого основания, часть дома была давно разобрана.

2016-03-16 13.26.10

На алтаре были портреты Сон Нгок Тханя, его отца и матери в старых, тёмных ао яях (длинных и традиционных вьетнамских платьях). Родители происходили из богатых семей, но мать вроде не была вьетнамкой, во всяком случае его родственники это отрицали.

2016-03-16 13.28.36

Сон Нгок Тхань не выглядит особенно кхмером, но лишь удлинённая переносица, длинноголовость лица, примеченные мной особенности кхмеров Чавиня, выдавали в нём кхмера.

Очень скоро рядом со мной оказался молодой человек- монах, родственник Сон Нгок Тханя, учащийся в Индии. Он говорил на достаточно хорошем и беглом английском языке, поэтому он завладел разговором и я уже говорил с его отцом, внучатым племянником Сон Нгок Тханя  через него. Я спрашивал в основном о его семье, о доме, мне казалось, что этот дом можно будет сделать одной из достопримечательностей Чавиня, т.к. вначале движение Кхмеров Иссарак (партизанское движение за независимость Камбоджи) сотрудничало с Вьетминем, но уже вернувшись в постоялый дом (гестхауз) и посмотрев в сети, что Сон Нгок Тхань сотрудничал с ЦРУ, я понял, что это не удастся никак сделать. Что никто не даст установить памятной табличке на доме, что явным образом подрывает национальные интересы Вьетнама.

Разговор очень примечательным образом обходил репрессивный характер Коммунистической Партии Вьетнама, не касаясь острых углов. Ни он ни я по понятным причинам не касались этого. "Вы же всё прекрасно понимаете" было его замечание. Своего рода переиначивание анекдота о белых листках раздаваемых на Красной Площади. Я действительно всё прекрасно понимал- это своего рода интернационализм или русификация в вьетнамском варианте: т.е. вьетнамизация. Но это- естественный процесс, тут ничего нельзя поделать. Кхмеры кром вьетнамизируются не потому, что так хочется Вьетнаму, а потому, что развитие капитализма требует единого языка и они вынуждены встраиваться в существующую систему. Все встреченные мной кхмеры кром говорили лучше на вьетнамском чем на кхмерском. Похожий процесс происходит и в Камбодже где малые национальности теряют свой родной язык и переходят на кхмерский.

Время приближалось к 6-ти часам вечера и мы уже не могли сделать хорошие снимки, также мы не хотелись оставаться после наступления темноты, поэтому пообещав вернуться завтра и сделать снимки в свете дня, мы распрощались. С утра к нам приехала сводная сестра жена, мы поехали к ней, где дав ей деньги на курицу, мы уселись за её домом и стали ждать рисового разварного супа, который заменил нам завтрак и обед. Моя нога меня опять беспокоила и мне было тяжело садиться, вставать, чувствовалась как вся кровь притекает к больному месту которое внезапно начинало болеть. Тем не менее, к двенадцати часам дня мы вернулись в дом Сон Нгок Тханя, который был на другой стороне Чавиня.

Дружелюбие и гостеприимство оказанное его семьёй позволило мне в дальнейшем использовать ссылку на Сон Нгок Тханя, когда я искал дом Иенг Сари. Все дальнейшие поиски не давались так легко и мне приходилось объясняться по 10-15 минут в то время как меня внимательно слушали. Люди ожидали какой либо провокации и относились с понятной осторожностью к этим вопросам. Я доставал тетрадь с записанными указателями адреса Иенг Сари и показывал свой телефон с фотографиями, чтобы внушить доверие и развеять сомнения.

20160316_135400

На второй день я спрашивал уже более детальные вопросы, поскольку предыдущим вечером я перечитал подробную статью о Сон Нгок Тхане на кхмерской википедии. Мне было интересно остались ли у родственников копии первой кхмерской газеты "Накораватта", но её у них не было. Также я планировал спросить о его сотрудничестве с ЦРУ и о продаже дома, но оказалось тяжело направить разговор в это русло и вопрос не сложился правильным образом.

Я задал вопросы и о Сон Нгок Мине, первом секретаре Кхмерской Революционной Народной Партии, ставшей впоследствии Коммунистической Партией Камбоджи. Мне объяснили где находится место его рождения и стали уверять, что он не приходится родственником Сон Нгок Тханю. Но я это и так знал.

К сожалению попасть на место рождения Сон Нгок Миня не удалось по причине того, что моя нога постоянно болела и кроме того разговоры с женой становились всё более и более напряжёнными- у дома вроде вырисовывался покупатель и оставаться во Вьетнаме не представялось возможным. Мы нашли прямой ночной автобус из Чавиня в Пном Пень, путешествие измотало меня, растянувшись на 18 часов.

Я записывал последние сведения о доме Сон Сена, Сон Нгок Миня, потом мы сфотографировались на память и расстались.

В том же Чавине можно было бы провести целую неделю, может быть даже месяц добираясь до удалённых сёл, копаясь в библиотеках и пр. Хотелось бы посетит место рождение Сон Нгок Миня которое находится между Кантхо и Чавинем. В кхмерском музее я сфотографировал археологическую карту провинции, там отмечены места раскопок. Место где раскопали основание преангкорского храма я бы с удовольствием посетил. Кроме того в Чавине родились Сон Сен, министр обороны полпотовской Демократической Кампучии и родители Сон Санна, а возможно ещё и много других. Интересно, что их так много, чавинских.

Это первое, известное мне, путешествие к месту рождения Сон Нгок Тханя. Я нигде не читал, чтобы туда кто либо ездил, в отличии от мест рождений Пол Пота и Иенг Сари. Не было известно, сохранилось ли там, что либо, но оказалось, что место рождения ещё представляет определённый интерес для историков и, возможно, будет представлять определённый интерес для будущих националистов.

Comments:

From:sinologist
Date:Март 26, 2016 11:28 am
(Link)
Я тоже люблю по историческим местам. особенно тем, которые мне интересны, ходить.
А кто такие кром?
Я уже тоже много лет мечтаю побывать во Вьетнаме, но ни денег ни времени...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:tong_reasathea
Date:Март 27, 2016 05:40 pm
(Link)
"Нижние кхмеры" которые там жили до того как пришли вьетнамцы. "Кром" т.е. нижние. На самом деле это произносится "краом" надо посмотреть, может я сделал ошибку и кальку с английской т.е. старой французской транскрипции.
(Ответить) (Parent) (Thread)