?

Log in

No account? Create an account

Заметки о Чавине - Witѣ Lûste ☭ Mürder for Our Đrinkъ!

окт. 9, 2015

08:56 pm - Заметки о Чавине

Previous Entry Поделиться Next Entry

Когда я обдумывал свою поездку во Вьетнам, то не последнюю роль играло желание познакомиться поближе с культурой кхмеров кром (нижних кхмеров), оригинальных обитателей дельты Меконга. Я начал читать книгу про Чавфай Куй (кхм.-ចៅហ្វាយ គុយ, вьет. Cui, Cuy Châu-fai: чавфай- титул, Куй- имя)- кхмерский губернатор который поднял восстание против вьетнамского императора Минь Манга, где то в 30-х гг. 19 века, но очень скоро обнаружил, что эта книга просто литературное переложение известий о Куе, правды там минимально. Я так её и не закончил, застряв где то на середине. Сейчас кхмерские националисты, в особенности, кхмеры кром, превращают Чавфая Куя в икону сопротивления, как украинские националисты делают со Степеном Бандерой, изображение которого везде, но кроме изображения мало кто знает о нём, что либо ещё.









На первой фотографии более современная обработка, Чавфай Куй широкоплеч и хорошо развит, хотя первоначальная картинка изображает его достаточно щуплым с большой головой. Наверняка и это изображение всего лишь воображение художника так как никаких изображений в начале 19 века не делали.

В книге изданной на вьетнамском языке- Нижние кхмеры провинции Кыу Лонг (Khơ-me crom tỉnh Cửu Long) я найду пару абзацов о нём. Это фактически пересказ того же самого предания- феодальное восстание кхмеров под предводительством Куя против вьетнамского императора Минь Манга. К слову, когда французы присоединяли Баттамбанг к Камбодже в 1908 году то местные феодалы которые жили под Таиландом многие десятилетия тоже подняли нехуёвое восстание, чем доставило французам множество неудобств. Но мне хотелось бы видеть оригинальный текст вьетнамской хроники о Чавфае Куе, до кхмерской хроники я ещё не добрался, вернее я не думаю, что он упоминается в кхмерской хронике.

Возле Чавиня родились Иенг Сари, министр иностранных дел Демократической Кампучии, Сон Сен, министр обороны, Сон Нгок Тхань- кхмерский националист, Сон Сан- премьер министр и лидер антикоммунистических повстанцев, Сон Нгок Минь- основатель Кхмерской Рабочей Партии т.е. на самом деле, не мало известных людей. Это вызывало во мне известное желание рвануть сразу же в Чавинь, т.к. я вполне справедливо опасался, что деньги закончатся, а я не смогу добраться до этой удалённой провинции.

В начале я планировал из Чавиня поехать в Шокчанг, оттуда в Бакльеу, потом в Камау, и на побережье- Ратзиа и Хатьен, совершив круг по дельте, но в результате аварии я вынужден был останавливаться дольше чем планировал, был ограничен в передвижениях и понятным образом  потратился.

На второй день, после аварии в Кан Тхо, отлежавшись один день, мы прибыли в Чавинь, расположенный на юго западе дельты Меконга. Первый день прошёл в в ознакомительных поездках на скутере по городу, а на второй день, случайно увидев на улице какой то центр по развитию кхмерской культуры, мы заехали туда. В центре не оказалось никого, кроме выпившего кхмера, который лучше говорил по вьетнамски чем по кхмерски- спросив у него о кхмерском музее, мы отправились туда. Найти музей оказалось непросто, но оказалось, что надо просто спрашивать имя вьетнамской пагоды Ао Ба Ом- в конце концов, мы оказались там. Кхмерский музей достаточно интересное с архитектурной точки зрения здание, в традиционном кхмерском стиле с привкусом кхмерского модернизма Вана Моливанна. Музей был закрыт, очевидно на перерыв, но появившаяся кхмерская девушка- музейный работник провела меня на верх и открыла для меня залы.

Музей представляет собой четыре здания, объединённые в ансамбль, с соединяющей их галереей. Соответственно четыре зала экспонатов. Я едва справлялся с болью, ковыляя на распухшей ноге. Племянник остался внизу, за что я его проводил уничтожающим взглядом, но он тоже ковылял на своей вывихнутой и вправленной ноге. В залах было жарко и девушка меня сопровождала к каждому экспонату, в разговоре с ней я забывал свою боль. В музее представлены некоторые древние статуи с раскопок, я сфотографировал археологическую карту, которая понятным образом вскоре исчезнет с моим телефоном. Очень много всяких крестьянских вещей, которые в Камбодже вообще никак не представлены, хотя возможно, что кое что есть по маленьким провинциальным музяем. В другой ситуациии- это было бы достаточно интересно, но девушка-гид и больная нога не давали мне сосредоточиться на осмотре. Всякие традиционные одежды и нацбалалайки меня не интересовали, а ткацкий станок был черезчур сложным, чтобы понять принцип его действия, а разговаривать о крестьяниских вещах я не мог из за боли.

После музея мы заехали в расположенный напротив кхмерский ват (монастырь), а на выезде мы посетили древний бассейн, квадратной формы, который стоит в окружении эквалиптов(?).  На островке, посредине, расположена вьетнамская пагода (Ао Ба Ом). Чавинь, по вьетнамски Tra Vình старое имя- Tra Vang, представляет собой вьетнамизированное Trapeang т.е. древний бассейн, барай. Кхмерское название провинции ព្រះត្រពាំង (преах трапеанг) свято-бассейн. Это относится к тому бассейну который мы посетили, а в кхмерском вате напротив музея есть каменная кладка доангкоровского периода. Но об этом я прочитал позже, а саму кладку я не видел, возможно она погребена под современным зданием. На западе провинции Чавинь есть место, где происходят археологические раскопки и фундамент относится к 6 веку.

До 1991 г. Чавинь был частью провинции Кыу Лонг. В 1991 г. Кыу Лонг был разделён на северную часть которая стала провинцией Винь Лонг и южную часть которая стала провинцией Чавинь. В библиотеке Чавиня я обнаружил целую полку на которой было выставлено несколько десятков одной и той же книги- Нижние кхмеры провинции Кыу Лонг. (Khơ-me crom tỉnh Cửu Long). Там я обнаружил и снял на телефон интересные демографические карты. Интересно, что в провинции Винь Лонг процент кхмеров всего лишь 1%, а на территории Чавиния сразу виден скачок- в отдельных районах население кхмером достигает 40%, но я не смог уловить какого либо особого кхмерского района. Такая интересная информация. До этого я мог оценивать кхмерское население лишь по количеству кхмерских монастырей в отдельной провинции, но я не могу найти обратно эту ссылку. По моему в провинции Чавинь больше всего кхмерский монастырей- около 200. В мои руки попал список всех кхмерских монастырей, мне их дал монах, во время моих поисков дома Иенг Сари. Т.е. можно попытаться определить наиболее аутентичный кхмерский район, что есть своего рода моей idee fixe, как у Платонова и Пол Пота любовь к сухим, бесплодным местам.